ПРЕДИСЛОВИЕ

Вниманию читателя предлагается курс лекций по теории государства и права, который с 1989 г. читался автором в Санкт-Петербургской Высшей школе МВД России, Санкт- Петербургском и Петрозаводском университетах.

Потребность в такого рода учебном пособии сегодня очевидна. Кризис, охвативший страну, не миновал и правоведение. Более того, будучи в свое время ориентирована на идеологическое обслуживание административно-командной системы, юриспруденция, быть может, острее других наук нуждается в пересмотре своих отправных позиций.

Концепция, положенная в основу лекционного курса, исходит из того, что развитие общества и всех его институтов, включая государство и право, - это естественноисторический процесс, протекающий -по объективным законам. Целенаправленное формирование государственно-правовых систем по заранее разработанному плану утопично. Его разработчики в принципе не могут обладать всей полнотой информации, необходимой для управления деятельностью сотен тысяч людей, которые только и в состоянии начать подобные социальные преобразования. Такие проекты, даже если они основываются на самых совершенных теоретических конструкциях, оставляют без внимания влияние культуры, традиций; они пренебрегают возможностями органического роста, наличием ресурсов, которые не увеличиваются по произвольному желанию даже тех, кто, казалось бы, обладает неограниченной властью. В результате вместо созидания новых экономических, политических, юридических форм происходит дестабилизация и даже уничтожение уже имеющихся. Вот почему прав Юрген Хабермас, полагавший, что "инструментальное понимание практики, которое мыслится просто как реализация некой теории, имеет разрушительные последствия" [105,51].

Становление и естественно-историческая эволюция государства и права сопровождаются возникновением и развитием познающей их науки. Воспроизвести в обобщенном виде эти процессы и пытался автор. При этом, опираясь на результаты теоретических изысканий своих предшественников, он не вступал с ними в полемику. Автор отвлекался от всего того, что представлялось ему ошибочным, ограничиваясь преимущественно лишь тем, что, по его мнению, выдержало проверку временем. При таких условиях обобщенными оказались только те идеи и теории, которые прямо или косвенно работают на развиваемую в данном курсе позицию. Предлагаемые лекции не имели перед собой цели воспроизвести историю политико-правовых учений.

Теория государства и права в российской высшей школе до последнего времени читалась как единая учебная дисциплина. Вместо с тем государство и право достаточно автономны, и в системе юридических наук они бывали представлены и как предметы двух относительно самостоятельных теорий [49, 16-18; 81]. Все это дало основание ряду кафедр перейти к раздельному преподаванию теории права и теории государства. При этом последняя иногда включалась в политологию.

В 1992 г. попытался прочитать отдельный курс теории права и автор настоящей работы. Однако трудности, которые возникли у слушателей при усвоении юридических понятий, определяемых вне связи с государством, оказались настолько значительными, что их никак нельзя было отнести только на счет недостаточного педагогического мастерства лектора.

Настоящий курс представляет собой компромисс: объединяя в свой работе теорию государства и теорию права, автор выделяет в ней два соответствующих относительно самостоятельных раздела, и получившийся труд мог бы быть с полным правом назван "Теории государства и права". При этом то обстоятельство, что и государство, и право суть лишь стороны (моменты) общества как целого постоянно предполагается очевидным.

Внимательный читатель, несомненно, заметит, что проблемы государствоведения изложены в лекциях более скупо, чем проблемы юриспруденции. Это объясняется тем, что отдельные вопросы теории государства излагаются и в курсе политологии, и в курсе государственного права.

Государство и право - не только юридические, но и социальные институты. Они являются предметом изучения и философии, и социологии, и экономической науки, и политологии, и психологии. Ограничить изложение чисто юридическими вопросами очень трудно. Автор и не пытался делать это, полагая, что включение философских, социологических, политологических и иных источников расширит кругозор слушателей и в конечном счете поможет углубить понимание и собственно юридических проблем.

В курсе изложены взгляды автора, которые отнюдь не являются общепринятыми. В сегодняшней борьбе идей (в том числе и в области государства и права) это представляется неизбежным. Во всяком случае выдвигаемые теоретические положения автор пытался аргументировать, ссылаясь и на уже достигнутое в теории государства и права, и на общественную практику.

Список использованной литературы приводится в конце книги. В тексте в скобках сначала указывается порядковый номер литературного источника в этом списке, а затем - номер страницы, откуда взята соответствующая цитата.

Если в скобках содержится три цифры, то вторая из них обозначает том цитируемого собрания сочинений.