ПРЕДИСЛОВИЕ Вниманию читателя предлагается курс лекций по теории
государства и права, который с 1989 г. читался автором в Санкт-Петербургской
Высшей школе МВД России, Санкт- Петербургском и Петрозаводском университетах. Потребность в
такого рода учебном пособии сегодня очевидна. Кризис, охвативший страну, не
миновал и правоведение. Более того, будучи в свое время ориентирована на
идеологическое обслуживание административно-командной системы, юриспруденция,
быть может, острее других наук нуждается в пересмотре своих отправных позиций. Концепция, положенная в
основу лекционного курса, исходит из того, что развитие общества и всех его
институтов, включая государство и право, - это естественноисторический процесс,
протекающий -по объективным законам. Целенаправленное формирование
государственно-правовых систем по заранее разработанному плану утопично. Его
разработчики в принципе не могут обладать всей полнотой информации, необходимой
для управления деятельностью сотен тысяч людей, которые только и в состоянии
начать подобные социальные преобразования. Такие проекты, даже если они
основываются на самых совершенных теоретических конструкциях, оставляют без
внимания влияние культуры, традиций; они пренебрегают возможностями
органического роста, наличием ресурсов, которые не увеличиваются по
произвольному желанию даже тех, кто, казалось бы, обладает неограниченной
властью. В результате вместо созидания новых экономических, политических,
юридических форм происходит дестабилизация и даже уничтожение уже имеющихся.
Вот почему прав Юрген Хабермас, полагавший, что "инструментальное
понимание практики, которое мыслится просто как реализация некой теории, имеет
разрушительные последствия" [105,51]. Становление и
естественно-историческая эволюция государства и права сопровождаются
возникновением и развитием познающей их науки. Воспроизвести в обобщенном виде
эти процессы и пытался автор. При этом, опираясь на результаты теоретических
изысканий своих предшественников, он не вступал с ними в полемику. Автор
отвлекался от всего того, что представлялось ему ошибочным, ограничиваясь
преимущественно лишь тем, что, по его мнению, выдержало проверку временем. При
таких условиях обобщенными оказались только те идеи и теории, которые прямо или
косвенно работают на развиваемую в данном курсе позицию. Предлагаемые лекции не
имели перед собой цели воспроизвести историю политико-правовых учений. Теория
государства и права в российской высшей школе до последнего времени читалась
как единая учебная дисциплина. Вместо с тем государство и право достаточно
автономны, и в системе юридических наук они бывали представлены и как предметы
двух относительно самостоятельных теорий [49, 16-18; 81]. Все это дало
основание ряду кафедр перейти к раздельному преподаванию теории права и теории
государства. При этом последняя иногда включалась в политологию. В 1992 г.
попытался прочитать отдельный курс теории права и автор настоящей работы.
Однако трудности, которые возникли у слушателей при усвоении юридических
понятий, определяемых вне связи с государством, оказались настолько
значительными, что их никак нельзя было отнести только на счет недостаточного
педагогического мастерства лектора. Настоящий курс
представляет собой компромисс: объединяя в свой работе теорию государства и
теорию права, автор выделяет в ней два соответствующих относительно
самостоятельных раздела, и получившийся труд мог бы быть с полным правом назван
"Теории государства и права". При этом то обстоятельство, что и
государство, и право суть лишь стороны (моменты) общества как целого постоянно
предполагается очевидным. Внимательный
читатель, несомненно, заметит, что проблемы государствоведения изложены в
лекциях более скупо, чем проблемы юриспруденции. Это объясняется тем, что
отдельные вопросы теории государства излагаются и в курсе политологии, и в
курсе государственного права. Государство и
право - не только юридические, но и социальные институты. Они являются
предметом изучения и философии, и социологии, и экономической науки, и
политологии, и психологии. Ограничить изложение чисто юридическими вопросами
очень трудно. Автор и не пытался делать это, полагая, что включение
философских, социологических, политологических и иных источников расширит
кругозор слушателей и в конечном счете поможет углубить понимание и собственно
юридических проблем. В курсе изложены
взгляды автора, которые отнюдь не являются общепринятыми. В сегодняшней борьбе
идей (в том числе и в области государства и права) это представляется
неизбежным. Во всяком случае выдвигаемые теоретические положения автор пытался
аргументировать, ссылаясь и на уже достигнутое в теории государства и права, и
на общественную практику. Список
использованной литературы приводится в конце книги. В тексте в скобках сначала
указывается порядковый номер литературного источника в этом списке, а затем -
номер страницы, откуда взята соответствующая цитата. Если в скобках содержится три цифры, то вторая из них обозначает том цитируемого собрания сочинений. |