![]() ![]() |
![]() | ||
![]() | |||
![]() |
![]() | ||
![]() |
j
u
r
i
s
t
y
.
r
u
Проекты
Теория государства и права от студентов
Теория государства и права от студентов:
Учебник для вузов / Под ред. студ. J.Smita. - Web.: Издательство JurFak (веб-сайт www.juristy.ru), 2000.Содержание
Предисловие
Глава 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Глава 2. Происхождение государства и права
Глава 3. Понятие, сущность, принципы и функции права
Глава 4. Понятие, сущность и функции государства
Глава 5. Форма государства
Глава 6. Государственный аппарат
Глава 7. Гражданское общество и правовое государство
Глава 8. Система права и система законодательства
Глава 9. Правовая система
Глава 10. Политическая система общества и государства
Глава 11. Правовые отношения
Глава 12. Нормы права
Глава 13. Право в системе социального регулирования
Глава 14. Правосознание и правовая культура
Глава 15. Правовое регулирование и его механизм
Глава 16. Правотворчество
Глава 17. Реализация, применение и толкование норм праваГлава 18. Законность и правопорядок
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права как особой формы их реализации
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права: понятие и виды
- Пробелы в законодательстве: понятие, виды и способы восполнения
- Понятие толкования норм нрава
- Виды толкования норм нрава по объему и юридической силе результатов толкования
- Способы толкования норм права
- Эффективность действия норм права
Глава 19. Правомерное поведение и правонарушения
Глава 20. Юридическая ответственность
Список литературы
Глава 17. Реализация, применение и толкование норм права
93. Реализация норм права: понятие и формыНормы права имеют смысл лишь когда реализуются. Реализация права - это осуществление юридически закреплённых и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
По характеру правореализующих действий выделяют формы:
- Соблюдение (запретов)
- реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещённых действий, т.е. пассивное поведение.- Исполнение (обязанностей)
- это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение (уплатить налог, поставить товар покупателю и т.п.).- Использование (субъективного права)
- в такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права (собственность -> право владения, пользования и распоряжения). Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведёт себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено:а) путём собственных фактических действий управомоченного - собственник вещи использует её по прямому назначению.
б) посредством совершения юридических действий - передача вещи в залог, дарение, продажа.
в) через предъявление требования к обязанному лицу - требование к должнику вернуть долг.
г) в форме притязания, т.е обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права.
94. Понятие применения норм права как особой формы их реализации
Применение права - это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов. Обычно реализация права происходит без участия государства, его органов. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Правоприменение это решение конкретного дела, жизненного случая, применение закона к конкретным лицам.
Признаки:
- Осуществляется уполномоченными на то государственными органами и в пределах их компетенции.
- Имеет индивидуальный характер (выносится в отношении конкретного юридического дела).
- Указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять.
- Правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление документов по его требованию).
- Регламентируется процессуальными нормами.
Необходимо, когда:
- Права позитивного характера не могут возникнуть без властного решения.
- В случаях конфликтов сторон.
- В случаях совершения правонарушения.
- Когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридической значение (юридического факта).
95. Стадии применения норм права
Выделяют две модели правоприменения:
Процессуальная модель.
На основе процессуальных норм может быть построена процессуальная модель правоприменения, которая в схематичном виде отражает последовательность и порядок совершения процессуальных действий. Например, в уголовном процессе выделяются такие стадии: как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование или дознание, стадия окончания расследования и направления дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора и т. д.Информационная модель. Стадии процесса применения могут быть рассмотрены и
в другом, информационном аспекте, и тогда мы получим другую модель и другие стадии:
- Стадия установления фактических обстоятельств рассматриваемого дела (стадия доказывания).
На этой стадии субъект правоприменения устанавливает, имели ли место те обстоятельства, которые установлены в гипотезах юридических норм.- Стадия выбора подлежащей применению юридической нормы (стадия квалификации).
На этой стадии правоприменитель выбирает юридические нормы, которые необходимы для разрешения данного дела. Правоприменитель на данной стадии осуществляет несколько действий: во-первых, выбирая юридическую норму, правоприменитель проверяет юридическое действие этой нормы, во-вторых, проверяется текст нормы, в-третьих, осуществляется процедура толкования нормы. Низшая критика правовой нормы - это проверка словесно-документального состояния нормы (опечатки, полнота текста и т.д.). Высшая критика включает в себя проверку подлинности юридической нормы (выяснение: имеет ли подлежащая применению норма все те дополнения и изменения, существующие на данный момент; проверка законности данной нормы - уполномочено ли было лицо или орган, принявший эту норму, проверка соответствия нормы нормам более высокой юридической силы), проверка действия нормы во времени, пространстве и по кругу лиц.- Стадия принятия решения по делу, издание акта применения нормы.
Юридическая норма приводится в действие актом применения права, что и влечёт собой изменение, возникновение, прекращение действия правоотношения.96. Акты применения норм права: понятие и виды
Акты применения права - индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой принудительные меры.
Различия актов применения права и юридических норм:
- Адресаты актов применения права поимённо персонифицированы, в отличие от юридических норм.
- Юридические нормы рассчитаны на неоднократное применение (пока они официально не отменены), акты применения права рассчитаны на урегулирование одной конкретной ситуации.
- В некоторых случаях акты применения права издаются в развитие норм права.
Особенности:
- Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
- Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
- Направлены на реализацию требований юридических норм.
- Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Классификация актов применения права:
По субъектам принятия:
- Акты представительных органов
- постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ.- Акты органов управления
- приказ об увольнении конкретного лица.- Акты судебных органов
- приговор суда.- Акты контрольно-надзорных органов
- постановление санитарной инспекции о наложении штрафа.- Акты органов местного самоуправления
- распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения:
Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу).Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).По значению в правоприменительном процессе:
- Основные
- решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п.- Вспомогательные
- определение суда о назначении экспертизы.По порядку принятия:
- Акты коллегиальных органов
- постановление Совета Федерации.- Единоначальные акты
- распоряжение мэра.По форме изложения:
Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).Письменные - приговор суда.Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве. В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).
97. Пробелы в законодательстве: понятие, виды и способы восполнения
Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Правоприменитель сталкивается с тем, что нормы необходимой для урегулирования сложившейся ситуации нет. Это явление имеет объективный характер (законодательство статично, а общественные отношения динамичны).
В зависимости от времени существования, пробелы делятся на:
- Предварительные - существующие на момент принятия нормы.
- Последующие - возникают после издания соответствующей нормы.
В зависимости от реальности, пробелы делятся на:
- Подлинные - которые действительно существуют.
- Мнимые - которые реально не существуют.
Существует несколько путей борьбы с пробелами в законодательстве:
- Своевременное законотворчество.
- Аналогия закона
- это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приёма заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. В гражданском праве, для применения аналогии закона недостаточно отсутствие нормы, необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота.- Аналогия права
- это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Чтобы применить аналогию права необходимо два условия: 1) пробел 2) отсутствие сходной нормы.98. Понятие толкования норм права
Толкование норм права - это особый мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм. Толкование, это не обычный мыслительный процесс, а деятельность, процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента:
- Уяснение
- процесс понимания содержания норм "для себя".- Разъяснение
- объяснение, доведение усвоенного содержания для других.Особенности:
- Толкование связано с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов.
- Выступает необходимым условием правового регулирования.
- В установленных законом случаях толкование осуществляется компетентными государственными органами.
- Результаты толкования, могут закрепляться в специальных правовых (интерпретационных) актах.
Признаки, обусловливающие толкование норм права:
- Общественные отношения динамичны, а правовые нормы статичны, поэтому иногда требуется применять старую норму в новых условиях.
- Юридические нормы абстрактны, а отношения, которые они регулируют, всегда конкретны, поэтому правоприменитель должен определить - подходит ли норма к отношениям.
- Нормы могут содержать изъяны, в силу низкой юридической техники.
- Многозначность юридических терминов, которые используются в правовой норме.
99. Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов толкования
В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяют:
- Официальное
- такое разъяснение, которое является обязательным для всех субъектов, к которым оно обращено.- Неофициальное
- такое толкование, которое не обязательно для использования.Официальное толкование также подразделяется на виды в зависимости от наличия в результатах толкования юридических норм:
- Нормативное
- официальное толкование, в результате которого издаются юридические нормы.- Казуальное
- толкование, которое является обязательным лишь для конкретного данного случая.Нормативное толкование, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от субъекта, его осуществившего:
- Аутентичное
- осуществляется органом, издавшим толкуемую норму.- Легальное
- осуществляется органом, официально уполномоченным давать толкование.Неофициальное толкование также имеет подвиды и может быть:
- Обыденное
- когда норма толкуется органом, не имеющим специальной юридической подготовки.- Компетентное (доктринальное)
- когда толкование дают субъекты, обладающие профессиональной юридической подготовкой.Для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с её текстуальным выражением, т.е. толкование по объёму. "Смысл" закона не всегда точно выражается в его "букве".
По объёму результатов толкования выделяют:
- Буквальное
- когда результат полностью совпадает с текстом толкуемой нормы.- Расширительное
- когда результат толкования шире, чем текст толкуемой нормы (смысл толкования нормы шире, чем его изложение).- Ограничительное
- когда результат толкования уже, чем текст толкуемой нормы.100. Способы толкования норм права
Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.
Различают следующие способы толкования:
- Языковой (грамматический)
- содержание толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил грамматики, правописания и т.д.- Систематический
- помогает выявить содержание нормы на основе её анализа в системе других норм.- Исторический
- содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития.- Телеологический
- содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с которой она была издана.- Специально-юридический
- содержание нормы уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.101. Эффективность действия норм права
Эффективность юридических норм - это результат их реализации на практике. Юридические нормы по своему содержанию и качеству бывают разными. Юридическое понятие ''эффективность'' означает положительное воздействие юридической нормы на общественные отношения. Положительность выявляется следующим образом: должны улучшаться условия жизни общества - тогда воздействие положительно.
- Оценивать положительность нормы нужно с помощью категории ''цель'' - достигнута ли цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом.
- Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными средствами и с малыми издержками.
- Нужно соотносить результат с издержками.
Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер жизни, а достижение гарантированности прав и свобод на практике. Это две составные части эффективности действия юридической нормы - гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни.
Эффективность зависит от целого ряда факторов:
- Правильности отражения юридической нормой закономерностей развития общественной жизни.
- Уровня правосознания и правовой культуры людей.
- Информированности субъектов общественных правоотношений о действующих нормах
- Уровня правовой законности и правопорядка и т.д.
Форма для отправки Ваших дополнений
![]() |
![]() ![]() | ||
![]() |
![]() | ||
![]() |