![]() ![]() |
![]() | ||
![]() | |||
![]() |
![]() | ||
![]() |
j
u
r
i
s
t
y
.
r
u
Проекты
Теория государства и права от студентов
Теория государства и права от студентов:
Учебник для вузов / Под ред. студ. J.Smita. - Web.: Издательство JurFak (веб-сайт www.juristy.ru), 2000.Содержание
Предисловие
Глава 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Глава 2. Происхождение государства и права
Глава 3. Понятие, сущность, принципы и функции права
Глава 4. Понятие, сущность и функции государства
Глава 5. Форма государства
Глава 6. Государственный аппарат
Глава 7. Гражданское общество и правовое государство
Глава 8. Система права и система законодательства
Глава 9. Правовая система
Глава 10. Политическая система общества и государства
Глава 11. Правовые отношения
Глава 12. Нормы права
Глава 13. Право в системе социального регулирования
Глава 14. Правосознание и правовая культура
Глава 15. Правовое регулирование и его механизм
Глава 16. ПравотворчествоГлава 17. Реализация, применение и толкование норм права
- Понятие правотворчества
- Способы (формы) правотворчества
- Субъекты правотворчества: понятие и виды
- Нормативно-правовой акт
- Законотворчество: понятие и основные стадии
- Понятие и виды законов
- Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов
- Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
- Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды (формы)
- Юридическая техника: понятие и виды
- Действие норм права во времени
- Действие норм права в пространстве и по кругу лиц
- Коллизии юридических норм: понятие, виды, правила разрешения
Глава 18. Законность и правопорядок
Глава 19. Правомерное поведение и правонарушения
Глава 20. Юридическая ответственность
Список литературы
Глава 16. Правотворчество
80. Понятие правотворчества
Правотворчество - это создание, изменение, отмена, приостановка действия, лишение юридической силы правовых норм. Правотворчество является той стадией, которая предшествует правовому регулированию. Процесс правотворчества не носит субъективного характера, его возникновение происходит из-за потребности общества в урегулировании определённых сфер деятельности (экономической, политической и т.д.), следовательно, правотворчество носит объективный характер.
Процесс формирования права состоит из двух этапов:
- В недрах самого общества возникает необходимость правового регулирования.
- Осознание субъектом, осуществляющим создание юридических норм, этой потребности и перевод её на юридический язык.
Вторая стадия и есть правотворчество.
Принципы правотворчества - это основополагающие, руководящие, исходные юридические положения, в соответствии с которыми осуществляется правотворчество.
- Правовая законность
- правотворческая деятельность должна осуществляться только в рамках уполномоченного субъекта и в пределах его полномочий; также необходимо, чтобы все юридические нормы соответствовали Конституции РФ и вообще всем актам более высокой юридической силы. Необходимо, чтобы правотворческая деятельность происходила в рамках чётко очерчённой процедурной формы.- Принцип научной обоснованности
- требуется максимальный учёт в процессе правотворческой деятельности научных рекомендаций.- Принцип оперативности
- правотворческая деятельность должна осуществляться как можно активней, быстрее реагировать на социально-общественные изменения.- Принцип демократизма
- население страны должно привлекаться в максимально возможной степени к участию в правотворчестве.81. Способы (формы) правотворчества
По кругу субъектов правотворчество может быть:
- Полисубъектным
- разработка и принятие актов проходит в режиме коллегиальности.- Моносубъектным -
разработка и принятие актов проходит в режиме единоначалия.По характеру правотворческих полномочий:
Непосредственное правотворчество - осуществляется самим государством, законодательными органами.Делегированное правотворчество - осуществляется по специальному разрешению иными субъектами общественных отношений.По юридической силе принимаемых актов:
82. Субъекты правотворчества: понятие и виды
Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.
Субъектами правотворчества в РФ являются:
Государство, государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.
Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:
- Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.
- Рассмотрение представленного проекта.
- Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.
- Введение в действие.
Субъектный состав правотворчества зависит:
- От юридической силы
разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.- Режима правотворческого процесса
: а) режим единоначалия - один субъект б) режим коллегиальности - несколько субъектов.Понимание нормативно-правового акта, как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение такого письменного документа - закреплять властные веления государства, его органов в форме норм права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Вместе с тем изложенное понимание НПА нуждается в некоторых дополнительных комментариях. Не всякий правовой акт, содержащий нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в систему нормативно-правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно норм права.
:
Можно выделить 3 вида правовых актов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными
Это акты органов исполнительной власти, которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительства РФ и другие. Издание подобных актов широко практиковалось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких экземплярах. В наше время, когда все НПА Президента РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официального опубликования, объективная необходимость в издании подобных актов отпала. Однако значительная часть федеральных министерств и ведомств по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, учреждений, организаций актов Президента РФ и Правительства РФ. Все такие акты являются, безусловно, правовыми, содержат нормы права, но не обладают признаками НПА, как справедливо полагает Ю.А.Тихомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. силой закона, указа, постановления. НПА призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права, в нем должна содержаться, как минимум, одна оригинальная норма. Правовой акт, состоящий из норм, принятых другим правотворческим органом, не закрепляет решение правотворческого органа на создание новых форм права и не является источником права.В систему НПА не входят правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения содержания действующих НПА. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно без акта, положения которого они разъясняют. В систему НПА не включаются акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности другого органа. Принятие норм права за пределами компетенции правотворческого органа может осуществляться двумя способами:
- принятие НПА по вопросам, отнесенным к ведению другого органа;
- принятие норм права, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и иным актам вышестоящих органов.
В системе НПА имеются и такие акты, которые не содержат новых оригинальных норм, а представляют собой перечень НПА, утративших силу. По принятии нового НПА, правотворческий орган принимает специальное решение о том, какие ранее принятые НПА утрачивают силу и прекращают свое действие. Тем самым акт вносит коррективы в действующую систему права, выражает волю правотворческого органа на ее изменение и в теории права признается вспомогательно-нормативным актом.
84. Законотворчество: понятие и основные стадии
Законотворчество - это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов высшей юридической силы.
Как особая форма правотворчества, законотворчество отличается:
- особым ограниченным кругом субъектов - только высшие представительные органы (парламенты) и электорат;
- процедура принятия законов подробно, детально регламентирована;
- законотворчество регулирует наиболее важные виды общественных отношений;
- в результате законотворчества принимаются акты, обладающие высшей юридической силой.
Стадии законотворчества - это имеющие правовые основания, начала и окончания, процессуально урегулированные этапы разработки, принятия и вступления в силу законодательных актов (законов). В теории правотворчества обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса:
- Законодательная инициатива.
- Рассмотрение проекта.
- Отклонение проекта либо принятие его за основу.
- Доработка проекта.
- Отклонение проекта или принятие закона.
- Введение в действие принятого законодательного акта.
Закон - правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права в современном мире - закон. Является основным источником права в странах континентальной правовой системы.
Признаки:
- Содержит нормы права.
- Принимается высшим органом государственной власти.
- Регулирует наиболее значимые общественные отношения.
- Обладает высшей юридической силой - а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял; б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
- Является фундаментальным юридическим документом - служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.
Виды:
По юридической силе (в РФ):
.
- Конституция
- основной закон государства, является основой всего законодательства России. Хотя существует мнение, что Конституция РФ как таковая, законом (в прямом смысле) не является, и выражение "основной закон государства", не более чем выражение. Поэтому из данной классификации Конституцию следует исключитьФедеральный конституционный закон (ФКЗ) - принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).Федеральный закон (ФЗ). Законодательство субъектов РФ. По субъектам правотворчества:
- Принятый законодательным органом.
- Принятый в результате референдума.
По предмету правового регулирования:
- Конституционный.
- Административный.
- Гражданский.
- Уголовный
и т.д.По сроку действия:
- Постоянный.
- Временный.
Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические, бюджетные и т.п.
86. Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов
Подзаконные акты - это издаваемые на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Виды (в РФ):
- Указы и распоряжения Президента РФ
- ст. 83-90 Конституции РФ.- Акты палат Федерального Собрания
.- Постановления и распоряжение Правительства РФ -
постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим.- Акты федеральных органов исполнительной власти -
приказы, инструкции, постановления, положения, письма, уставы и др.- Акты субъектов Федерации
:а) указы и распоряжения главы субъекта Федерации,
б) постановления и распоряжения правительства субъекта Федерации.
- Нормативные акты органов местного самоуправления -
акты представительных органов, акты глав администраций, акты принимаемые на референдуме.- Локальные нормативные акты -
регулируют внутреннюю жизнь предприятий.87. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
Законы - подписываются Президентом РФ в течение 14-ти дней, в течение 7-ми дней публикуются (Парламентская газета, Российская газета, Собрание законодательства РФ), и вступают в силу по истечении 10-ти дней с момента опубликования.
Указы Президента РФ - публикуются в течение 10-ти дней после подписания (Российская газета, Собрание законодательства РФ), вступают в силу по истечении 7-ми дней с момента опубликования.
Постановления Правительства РФ - публикуются в течение 10-ти дней после подписания (Российская газета, Собрание законодательства РФ), вступают в силу по истечении 7-ми дней с момента опубликования.
Акты федеральных органов исполнительной власти - затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются в течение 10-ти дней после регистрации, вступаются в законную силу по истечении 10-ти дней с момента опубликования.
Акты субъектов Федерации, местного самоуправления, локальные акты - единый стандарт отсутствует, в каждом субъекте Федерации приняты свои сроки опубликования и вступления в силу.
Подробнее по этому вопросу смотрите нормативную папку на нашем сайте, по теме: " Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов в РФ".
88. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды (формы)
Систематизация - это целенаправленная работа законодателя по упорядочиванию и приведению в единую систему действующих законодательных актов. Внешняя сторона систематизации - это формирование разделов, рубрик и т.п. Внутренняя сторона - устранение противоречий, пробелов норм, другими словами, их изменение. Выделяют следующие виды систематизации по процессу упорядочивания правового материала:
- Кодификация
- эта такая систематизация законов, при которой не ограничиваются внешней их обработкой, но ставят задачей создать сборники законов, проникнутые внутренним единством, исходящие из некоторых общих принципов. Присутствует как внешняя, так и внутренняя сторона систематизации. При кодификации отдельные положения действующих законов перерабатываются, дополняются или отменяются. Этот вид систематизации осуществляется только правотворческими органами. В результате получается новый законодательный акт, заменяющий собой весь ранее действовавший нормативный материал, регулировавший тот же круг вопросов. Кодификация может быть: а) всеобщей; б) отраслевой; в) специальной. Существуют следующие виды кодификации:а) принятие основ и основных начал законодательства - пример, основы уголовного законодательства СССР.
б) принятие федеральных кодексов и уставов - устав железных дорог СССР.
в) принятие кодексов - гражданский кодекс, уголовный кодекс.
г) принятие уставов, регламентов, положений - основной вид кодификации.
- Инкорпорация
- это такая обработка законов и иных актов, содержащих нормы права, при которой их содержание не меняется, но весь правовой материал объединяется и располагается в определённом систематическом порядке. Присутствует лишь внешняя сторона систематизации, это лишь простая классификация. Может быть: генеральной или частной; официальной или неофициальной.- Консолидация
- представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Несколько нормативных актов объединяются в один. Устраняются противоречия и повторы, обычно носит неофициальный характер.89. Юридическая техника: понятия и виды
В теории правотворчества понятие юридической техники трактуется неоднозначно, например, под юридической техникой можно понимать:
- приёмы конструирования правовых норм;
- порядок построения текста нормативного документа;
- правила оформления нормативно-правового документа;
- процедуры, обеспечивающие выражение норм права в форме нормативно-правового акта и т.п.
При определении данного понятия необходимо исходить из того, что юридическая техника является созданным на практике рабочим инструментом правотворчества.
Юридическая техника - это выработанные на практике навыки и приёмы создания правовых норм в форме принятия нормативных правовых актов. Практические навыки и приёмы создания правовых норм в форме принятия нормативных правовых актов не поддаются описанию. В то же время возможно сформулировать некоторые правила подготовки нормативных правовых актов:
- К работе над проектом
- уяснить предполагаемый проектом предмет правового регулирования, убедиться в потребности урегулирования тех или иных отношений, определить возможные правовые последствия действия будущего акта.- К проекту в целом
- определить форму акта, соответствие установлений, содержащихся в проекте, полномочиям органа, который будет издавать акт, соответствие проекта действующему законодательству, недопущение повторов действующего законодательства.- К организационным процедурам подготовки проекта
- определение исполнителей, создание рабочих групп, планы и сроки работы, привлечение экспертов и специалистов.- К оформлению проекта
- реквизиты, структура текста, нумерация статей и т.п.90. Действие норм права во времени
Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу ("обратное, перспективное, немедленное и ультрадействие закона").
В РФ нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
- в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
- в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа ("с момента подписания", "с момента опубликования" и т.д.);
- в результате применения общих правил (по истечении 10-ти дней с момента опубликования).
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:
- истечения срока, на который был принят юридический документ;
- объявление об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
- принятие нового нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
- устаревание юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию.
Выделяют четыре варианта действия юридических норм:
- Перспективное
- новая норма регулирует только те общественные отношения, которые возникли после момента вступления нормы в силу. Если общественное отношение возникло раньше, то оно не подлежит регулированию новой нормой.- Немедленное
- норма затрагивает длящиеся отношения (такие отношения, которые возникли до вступления новой нормы в силу, и прекратили своё действие уже после вступления новой нормы в силу) полностью, т.е. регулирует не только ту их часть, которая продолжается после вступления нормы в силу, но и распространяется на их другую часть, которая возникла до вступления нормы в силу. При этом отношения, которые закончились до вступления новой нормы в силу, не подлежат её регулированию.- Обратное
- юридическая норма распространяет своё действие на все общественные отношения, вне зависимости от того, когда они возникли и закончили своё действие, до момента вступления новой нормы в силу, или после.- Переживание или ультрадействие
правовых норм - юридическая норма, официально отменённая и прекратившая действовать, тем не менее, регулирует длящиеся общественные отношения до их прекращения, т.е. норма сама себя переживает.91. Действие норм права в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативных актов в пространстве связано с той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов Федерации - на территории этих образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство, морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия законодательства государства, в котором они прибывают. Но существует принцип экстерриториальности - это юридическая фикция, согласно которой определённые части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чьё посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.
92. Коллизии юридических норм: понятие, виды, правила разрешения
Коллизии юридических норм (противоречие) - ситуации, возникающие в связи с конкуренцией или противоречием норм друг другу. Виды:
- Иерархические коллизии
- имеют место, когда правоприменитель сталкивается с противоречием норм разной юридической силы - эта коллизия разрешается в пользу нормы, обладающей более высокой юридической силой.- Темпоральные (временные) коллизии
- встречаются в случаях конкуренции между собой юридических норм одинаковой юридической силы, но принятых в разное время - применяется более поздняя норма.- Пространственные коллизии
- возникают тогда, когда правоотношения, права, обязанности, участников этих отношений регулируются на территориях разных государств или на разных территориях одного государства по-разному - разрешаются посредством договоров, которые заключены/аются между различными государственными образованиями.- Содержательные коллизии -
встречаются при конкуренции между собой общих, специальных и исключительных норм. При конкуренции общих и специальных, подлежат применению специальные, а при конкуренции специальных и исключительных, исключительные.Способы разрешения:
- Принятие нового акта.
- Отмена старого.
- Внесение изменений в действующий акт.
- Систематизация законодательства.
- Референдумы.
- Деятельность судов.
- Переговорный процесс через согласительные комиссии.
- Толкование.
Форма для отправки Ваших дополнений
![]() |
![]() ![]() | ||
![]() |
![]() | ||
![]() |