![]() ![]() |
![]() | ||
![]() | |||
![]() |
![]() | ||
![]() |
j
u
r
i
s
t
y
.
r
u
Проекты
Теория государства и права от студентов
Теория государства и права от студентов:
Учебник для вузов / Под ред. студ. J.Smita. - Web.: Издательство JurFak (веб-сайт www.juristy.ru), 2000.Содержание
Предисловие
Глава 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Глава 2. Происхождение государства и права
Глава 3. Понятие, сущность, принципы и функции права
Глава 4. Понятие, сущность и функции государства
Глава 5. Форма государства
Глава 6. Государственный аппаратГлава 7. Гражданское общество и правовое государство
- Понятие государственного аппарата
- Принципы организации деятельности государственного аппарата
- Понятие и классификация органов государства
Глава 8. Система права и система законодательства
Глава 9. Правовая система
Глава 10. Политическая система общества и государства
Глава 11. Правовые отношения
Глава 12. Нормы права
Глава 13. Право в системе социального регулирования
Глава 14. Правосознание и правовая культура
Глава 15. Правовое регулирование и его механизм
Глава 16. Правотворчество
Глава 17. Реализация, применение и толкование норм права
Глава 18. Законность и правопорядок
Глава 19. Правомерное поведение и правонарушения
Глава 20. Юридическая ответственность
Список литературы
Глава 6. Государственный аппарат
35. Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Государственный аппарат есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть. Можно сказать, что государственный аппарат суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Признаки:
- Государственный аппарат, это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.
- Первичными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой на началах субординации и координации.
- Для обеспечения государственно-властных велений государственный аппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.
- При помощи государственного аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение государственного аппарата.
В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объёму и содержанию. Поэтому "механизм государства" = "государственный аппарат".
36. Принципы организации деятельности государственного аппарата
Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом различны.
Принципы:
Территориальности - каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории.Иерархичности - органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации.Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.Выборности и назначаемости - в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату.Коллегиальности и единоличия - в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало.Гласности и тайны - безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности государственного аппарата, когда без второго просто не обойтись.Законности - которая выражается в организации и деятельности органов государства: а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона.Принцип разделения властей - см. вопрос 37.37. Понятие и классификация органов государства
Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Государственный орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата.
Признаки:
- Хотя государственный орган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы.
- Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом. Содержание государственных служащих лежит на обществе.
- Органы государства имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они скреплены единой целью.
- Государственные органы обладают определённой компетенцией - властными правомочиями (которые складываются из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции).
- Государственные органы обладают властными полномочиями, которые выражаются: а) возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права; б) в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путём использования методов принуждения.
- Органы государства имеют определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования.
- Активно участвуют в реализации функций государства.
Классификация органов государства:
По способу возникновения:
- Первичные органы
- никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей.- Производные органы
- создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.По месту в иерархии государственного аппарата:
- Центральные.
- Региональные.
- Местные.
По широте компетенции:
- Органы общей компетенции
- решают широкий круг вопросов (правительство).- Органы специальной (отраслевой) компетенции
- специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).По способу формирования:
- Избираемые
- для них характерно выборности и сменяемость.- Назначаемые
- при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности.По порядку принятия решений:
- Единоличные
- органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления.- Коллегиальные
- такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом.Предложенные выше классификации органов публичной власти систематизируют теоретические знания о них, но не позволяют на практике образовать систему этих органов. Это позволяет сделать только теория разделения властей:
- Законодательная власть.
Цель данной власти - издание законов. В данной ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения.- Исполнительная власть.
Главная цель - исполнять законы принятые законодательными органами. В системе органов исполнительной власти существует единая вертикаль органов власти, административное подчинение нижестоящих органов вышестоящим.- Судебная власть.
Цель - установление истины в юридическом смысле слова.- Учредительная власть.
Функции публичной власти могут быть осуществлены народом непосредственно в форме не только референдума и выборов, но и учредительных органов публичной власти (собрания, конференции, сходы граждан). В итоге этими формами непосредственной демократии принимаются основополагающие нормативно-правовые акты.- Контрольная власть.
Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.- Информационная власть.
Средства массовой информации.
Форма для отправки Ваших дополнений
![]() |
![]() ![]() | ||
![]() |
![]() | ||
![]() |